Застывшая музыка железной магистрали

Одна из станций Западно-Сибирской железной дороги – станция Омск начала свою работу весной 1895 года. Она стала точкой соединения важных участков Транссибирской магистрали и оказала огромное влияние на развитие города Омска. В настоящее время на территории Омского отделения Западно-Сибирской железной дороги находятся 40 объектов, являющихся памятниками железнодорожной истории и культуры. В Омске большинство их располагаются в Ленинском округе –  это памятники архитектуры, памятные знаки и мемориальные доски, которые отражают как достижения эпохи развития железнодорожного транспорта в России, так и историю строительства омского участка Транссибирской магистрали, а также рассказывают о людях, чьи судьбы были связаны с железной дорогой. Среди них:

  • Первое здание вокзала станции Омск, которое  было построено в 1896 году по типовому проекту под началом гражданского инженера А. П. Хекстрема. Оно было одноэтажным кирпичным с цокольными помещениями на бутовом фундаменте. В 1914 году здание было впервые реконструировано. Оно было расширено за счет кирпичных пристроек, печное отопление заменено паровым. В результате очередной реконструкции в 1958 году площадь здания вокзала увеличилась более чем в 2,5 раза. После последней реконструкции в 2006 году вокзал стал соответствовать всем современным международным нормам.
  • В 2007 году к 170-летию железных дорог России и 110-летию Транссибирской магистрали рядом с вокзалом «Омск-Пригород», на специально созданном отрезке железнодорожного полотна, был установлен оригинальный памятник «Паровоз», представляющий собой настоящий паровоз серии ЭР с присоединенным к нему пассажирским вагоном 1938 года. Это одни из последних представителей подвижного состава, действовавших на Омской железной дороге в первой половине XX века и сохранившихся в парке локомотивного депо Омска. По замыслу архитекторов композиция памятника символизирует преемственность эпох развития железнодорожного транспорта. Установленный в качестве памятника паровоз был изготовлен в 1953 году на венгерском заводе МАВАГ в Будапеште.
  • В 2007 году установлена стела на привокзальной площади. Ее появление также приурочено к 170-летию железных дорог России и 110-летию Транссибирской магистрали. Изгибы металлической ленты, повторяющие очертания Омской области с сетью железных дорог, размещены на постаменте с уходящими вдаль рельсами. «Зеленый свет» движению по магистралям дает улыбчивый железнодорожник, которого в народе окрестили Петровичем. Автор оригинального проекта – Сергей Соколков.
  • В 1985 году к 40-летию Великой Победы коллектив Омской дистанции пути провел работы по благоустройству мемориального сквера. У входа в сквер – памятная доска на постаменте «Омская дистанция пути основана в 1895 году». Аллея ведет к мемориальной стеле, посвященной омским путейцам, погибшим в Великой Отечественной войне. В 2008 году в сквере установлен памятник железнодорожной технической истории Транссиба. Памятник представляет собой сохраненный при реконструкции узел первого железнодорожного моста через Иртыш, построенного в 1896 году по проекту А. Н. Белелюбского.
  • В 1995 году, к 50-летию Победы, на территории омского депо была установлена мемориальная стела, посвященная работникам локомотивного депо Омск, погибших в годы Великой Отечественной войны.
  • В 2005 году к Ассамблее начальников железной дороги, проходившей в Омске, на территории депо Омск был установлен памятник «Паровоз Черепановых». Макет первого отечественного паровоза в натуральную величину является символом начала динамичного развития железнодорожного транспорта в России.