«Альма-матер» омского образования

Российской империи, осваивающей новые обширные территории юга и востока Сибири и Средней Азии, для общения с коренным населением нужны были посредники, владеющие местными языками. В 1789 году по указу императора Павла I в Омске открылась «Азиатская школа». Оно готовило «толмачей» (переводчиков) с  татарского, калмыцкого и маньчжурского языков для сношениям с азиатскими народами. Идея создания школы принадлежала еще основателю второй Омской крепости генерал-поручику И.И. Шпрингеру, а реализовать его замысел полностью удалось только командующему Сибирскими линиями генерал-майору Г.Э. Штрандману.

Азиатская школа была открыта в Омске на базе военно-сиротского отделения – бывшей главной гарнизонной школы Омской крепости. С момента своего основания учебное заведение размещалось в верхнем этаже здания гауптвахты (ныне – Облвоенкомат). В школу по штату предполагалось набирать 25 воспитанников из числа казачьих детей: 20 человек в группу татарского языка и 5 – маньчжурского и калмыцкого. Однако на практике принимали сюда не только детей казаков. В 1790 году в школе обучались 12 казачьих сыновей, 6 солдатских и 7 татар и казахов. А с началом 19 века здесь стали обучаться и вольноприходящие ученики из сибирских магометан. Кроме русской грамоты и основ математики, ученики изучали турецкий, арабский, персидский, маньчжурский и калмыцкий языки. К воспитанникам для обучения был приставлен переводчик из казанских татар и офицер местного гарнизона для присмотра. Ученики жили на квартирах, так как школа не располагала интернатом. На содержание учебного заведения в год отпускалось 443 рубля 94,5 копейки, а учащиеся получали по 6 рублей в год «ассигнованного жалования». Через четыре года после открытия в школе была введена единая учебная форма: суконные кафтан, брюки и шляпа, а воспитанникам стали выдавать казенные одежду и обувь. Курс обучения сроком не ограничивался – выпускали «толмачей» по мере достаточной подготовки или поступления заявки. Большая часть выпускников определялась переводчиками, писарями или адъютантами при штабах приграничных и внутренних округов управления сибирскими киргизами (казахами).

В 1828 году Азиатская школа была присоединена к училищу Сибирского казачьего войска, а в 1835 окончательно слита с ним, образовав в училище особый класс восточных языков, состоящий из 3 отделений и рассчитанный на 8-летний курс обучения. Как одно из первых учебных заведение города, Азиатская школа по праву считается родоначальницей омского образования.