И хранит его крылатый гений…

История Омского государственного академического театра драмы началась в мае 1874 года, когда в городской роще по проекту архитектора Э. И. Эзета было выстроено первое деревянное здание театра. Сначала в театре играли гастролирующие артисты, но в 1876 году в нем появилась первая профессиональная труппа, в которой было 18 человек. Разнообразные по жанрам спектакли театра пользовались огромной популярностью у горожан. 9 мая 1877 года здание театра сгорело, и с октября представления стали проходить в военном манеже и иногда в Общественном собрании.

В 1898 году Городская Дума объявила конкурс на лучший проект нового каменного здания городского театра на Базарной площади, в котором победил проект гражданского инженера  И. Г. Хворинова. 8 июля 1901 года был торжественно заложен первый камень в основание фундамента будущего здания театра. Основные работы были завершены 1902 году, но отделка деталей, установка отопления, электрического освещения и оборудования сцены затянулись до середины 1905 года.

24 сентября 1905 года Омский городской театр открыл свой первый сезон постановкой комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», поставленной режиссером И. Белоконем. В 1915 году была завершена лепная и скульптурная отделка здания, порученная чешскому военнопленному, талантливому скульптору Ф. Винклеру. Лепные рельефы на здании театра были выполнены с большой фантазией,  в сферических нишах разместились бюсты Л. Н. Толстого и А. П. Чехова, а на фронтоне была установлена скульптура «Крылатый гений». В 1933 году скульптура исчезла с фронтона и театр долгое время жил без своего «Гения», но в 1987 году скульпторы С. Голованцев и Л. Семенов сделали ее копию, которая оказалась выше оригинала на 70 сантиметров. Установленная на прежнем месте, скульптура стала символом Омского театрального искусства.

В 1920-е годы в Омске в связи с изменениями в общественной жизни началась перестройка всей театральной системы: наряду с классическим репертуаром рос интерес к современной драматургии, активно создавались и применялись новые художественные формы, возникали новые самодеятельные театральные коллективы. В феврале 1920 года городской театр был национализирован. С целью привлечения к театральному искусству широких народных масс представления в театре стали бесплатными.

В начале 1930-х годов в театре ставились не только драматические, но и музыкальные спектакли, поэтому в труппу входили вокалисты, балетная группа, хор и оркестр. В Омске было открыто театральное училище с четырехлетним сроком обучения, студенты которого сразу зачислялись в вспомогательный состав театра. В летний период театр гастролировал по северным районам области. В 1936 году Омское управление по делам искусств переименовало театр в «областной драматический».

В годы Великой Отечественной войны театр был призван объединить народ в стремлении  в Победе, вдохновить его на военные и трудовые подвиги. За четыре года труппой Омского областного драматического театра было поставлено 39 премьерных спектаклей, проведены сотни концертов в госпиталях и на предприятиях. С ноября 1941 года по август 1943 года на сцене театра работали сразу два коллектива: Омский областной и эвакуированный из Москвы театр имени Е. Вахтангова. В 1944 году были организованы 2 фронтовые бригады, которые выступали с концертами перед бойцами 2-го Украинского фронта, освобождавшими Румынию и Венгрию. В 1944 году при театре открылась театральная студия, в которой занимался будущий народный артист СССР М. А. Ульянов.

В 1958 году состоялись первые гастроли омского театра драмы в Москве. Спектакли, показанные на сцене Малого академического театра Союза СССР, пользовались большим успехом.

27 мая 1974 года Омский драматический театр был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1983 году ему было присвоено звание «Академический».

27 декабря 1991 года в театре была открыта камерная сцена имени Т. Ожиговой спектаклем «Разговор в семействе Штейн об отсутствующем господине фон Гете» П. Хакса.

Сегодня Омский академический драматический театр продолжает творчески расти. Он пополняет репертуар интересными премьерами, осваивает новые формы работы со зрителем, активно гастролирует и является лауреатом многочисленных российских и международных театральных фестивалей.