От составителя

Оказание качественных государственных и муниципальных услуг населению является сегодня приоритетной задачей государственного и муниципального управления. С принятием Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» новый правовой институт получил нормативное закрепление.

Федеральный закон № 210-ФЗ определяет государственную услугу как «деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги».

Муниципальная услуга — «деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований».

Информация об оказываемых государственных и муниципальных услугах, а также необходимых и обязательных документах для их оказания подлежит размещению на Едином портале государственных и муниципальных услуг в сети Интернет (сайт http://gosuslugi.ru), а также на региональных и муниципальных порталах в случае их создания. Согласно Федеральному закону № 210-ФЗ на федеральном портале должна размещаться информация о государственных и муниципальных услугах всех уровней, на региональном – о региональных и муниципальных услугах, оказываемых в муниципальных образованиях соответствующего субъекта Российской Федерации.

Несмотря на довольно большой срок, прошедший с момента принятия Федерального закона № 210-ФЗ, на практике при получении государственных и муниципальных услуг юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, возникают проблемы и вопросы, часть из которых рождена недостаточной информированностью в данной сфере. Цель нашего ресурса – помочь гражданам расширить свои знания в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг.

Наиболее востребованы у россиян медицинские, образовательные, социальные услуги, а также услуги пенсионного фонда. Это отразилось в структуре настоящего библиографического ресурса. Статьям о государственных услугах в медицине, социальной сфере, образовании, учреждениях культуры посвящены отдельные разделы. В предшествующих разделах библиографического ресурса собраны правовые документы по государственным и муниципальным услугам в целом, публикации о работе электронного правительства и многофункциональных центров, о проблемах качества государственных и муниципальных услуг. В указатель включены статьи из периодических изданий за 2011–2013 годы и из справочно-правовых систем «Гарант» и «КонсультантПлюс».

Процессы формирования информационного общества и электронного правительства в России динамично развиваются. Сегодня происходит ценностная переориентация в отношениях власти и человека. Если на предшествующих этапах развития отсчет шел от государства к человеку, то теперь обозначился новый подход: истинным моментом становится человек.