Александр Макаров. Жизнь в графике

Омский художник-график Александр Сергеевич Макаров родился 11 августа 1952 года в селе Берниково Черлакского района. С детских лет Александр обладал природной одаренностью и тягой    к рисованию, но начального художественного образования не получил. И все же благодаря школьным учителям и книгам по искусству его творческое дарование получило развитие.

Окончив среднюю школу в селе Пикетное Марьяновского района, Макаров поступил на художественно-графический факультет Омского педагогического института, где его наставниками стали мастер пастели А. Н. Либеров и продолжатель омской художественной династии С. К. Белов.

Омск середины 1970-х годов оказался благоприятной средой для формирования Александра Макарова как самобытного графика. Даже армейская служба в 1974-1975 годах в Омском областном военкомате не оторвала его от творчества. В это время художником была задумана            и создана первая самостоятельная графическая серия портретов однополчан «Солдаты», которая стала его первой удачей. С ней Макаров впервые принял участие в зональной выставке «Сибирь социалистическая» в Томске (1975) и в республиканской выставке «Молодость России» в Москве (1976).

В 1977 году мастер увлекся литогравюрой. А вскоре художник продемонстрировал высокое владение техникой цветной литографии в новой графической серии «Лето».

Член Союза художников СССР с 1982 года, Александр Макаров принадлежит к плеяде художников, которые отражают своим творчеством классическую традицию в искусстве, объявившей красоту и гармонию высшим показателем и результатом творчества.

Глобальные темы его творчества – природа и человек. На создание серий пейзажей  «По Дальнему Востоку», «Сибирские мотивы» Макарова вдохновили творческие поездки по Омской области, северу Сибири и Дальнему Востоку. В своих пейзажах мастер реалистично и в то же время одухотворенно показал самобытность суровой сибирской и дальневосточной природы с ее дикой, первозданной красотой.

Портретный жанр занял особое место в творчестве А. С. Макарова. В течение всей своей творческой биографии, в каждой графической серии мастер обращался к образам своих современников. Это портреты людей, встречаемых в многочисленных поездках. Портрет простого русского человека как нельзя лучше характеризует систему ценностей и авторский стиль художника. Особо дороги мастеру портреты, на которых изображены его коллеги и наставники А. Н. Либеров, Г. П. Кичигин, Н. Я. Третьяков, собранные в серию «Художники Омска» (1983).

Во второй половине 1980-х годов художник увлекся изучением истории и архитектуры родного города. На протяжении нескольких лет А. С. Макаров посещал Омский государственный историко-краеведческий музей, Исторический архив Омской области, где изучал старые фотографии, открытки, чертежи городских памятников архитектуры. В результате этой работы возникла серия «Омск в прошлом», ставшая его визитной карточкой. Мастер в своих работах постарался не только почти с фотографической точностью воссоздать утраченные к тому времени памятники истории        и архитектуры, но и передать образы давнего времени, создать неповторимое настроение.

В 1990 году графические работы мастера, посвященные родному городу, вошли в цветной календарь, посвященный 275-летию Омска. Художник изобразил Тарские ворота, Серафимо-Алексеевскую часовню, здание гауптвахты, украшенное башенкой с флюгером, Воскресенский  и Успенский кафедральный соборы. Удивительно, но многие из достопримечательностей, изображенных на картинах А. С. Макарова, сегодня восстановлены…

Картины Александра Сергеевича хранятся в музеях Омска, Братска, Усть-Илимска, Южно-Сахалинска, а частных собраниях Германии, Венгрии, Австралии, Словении, США.

С годами графическая техника А. С. Макарова становится все более филигранной, но своей главной теме – бесконечной красоте сибирской природы – он остается верен всегда.