Мацько Галина Романовна, Новосибирская областная детская библиотека им. А.М. Горького,
главный библиотекарь зала литературы на иностранных языках

 

 

Пожалуй, ни у кого не вызывает сомнения, что краеведческое воспитание требует систематической, планомерной работы, ведь это важная часть патриотического, нравственного воспитания детей. Воспитание любви к родному краю, интереса к краеведению - актуальная задача, которая может решаться только путём создания условий для творческой и исследовательской деятельности детей. Важно, чтобы дети видели результат своей работы, чувствовали её значимость, поддержку, интерес со стороны взрослых. Такой подход предполагает и систематический анализ эффективности работы в этом направлении библиотекарями, воспитателями, учителями (насколько она способствует пробуждению интереса подростков к родному краю, какие формы работы наиболее удачны). Хотим поделиться своим опытом.

При подготовке мероприятий мы придерживаемся следующих принципов:

• Краеведение ни в коем случае не должно быть скучным. При этом продуктивная деятельность, собственные творческие и исследовательские поиски более значимы для развития личности ребёнка, чем усвоение большого объёма информации на репродуктивном уровне. Поэтому даже самая увлекательная лекция не заменит для подростков такие активные виды мероприятий, как экскурсии, исследования, обсуждения. Хорошо, если подготовка к исследованиям, диспутам научит детей самостоятельно отыскивать информацию (из книг, интернета, архивов, а также расспрашивать, брать интервью, т.е. получать сведения непосредственно у свидетелей, участников событий, экспертов), критически её оценивать, формулировать и аргументированно отстаивать собственное мнение.

• Важно, чтобы дети ощутили себя и свою семью частью края. Краеведение не должно восприниматься как предмет, изучающий только глобальные вопросы (история, география и т.д.), - безусловно, важные, но не касающиеся напрямую интересов подростков, подчас не вызывающие эмоциональный отклик. Преодолеть такое отчуждение помогают задания, связанные с изучением истории своей семьи в том или ином аспекте. Например, наша библиотека предлагала подросткам Новосибирска и области принять участие в проекте «Семейное библиотековедение: расследования и материалы». Участники проекта изучали и сравнивали читателей детских библиотек разных поколений: себя и кого-то из своих старших родственников (много ли читали, какие книги предпочитали, в каком возрасте записались в библиотеку, как часто её посещали, какие мероприятия запомнились, что нравилось и не нравилось, были ли любимые библиотекари и т. д.).

Для этого они проводили большую подготовительную работу: брали интервью у близких, а также тех, кто знал их в детстве, у библиотекарей, изучали архивы библиотек, которые посещают сами или в которые были записаны старшие, искали эксклюзивные фотографии… В результате многие работы стали настоящим исследованием библиотечной истории и современности. «Детская библиотека глазами детей», - так мог бы называться этот проект. Работникам библиотек, конечно же, важно знать мнение пользователей о своей работе, тем более что детям значимыми, важными кажутся другие моменты, нежели взрослым. Этот «информационный продукт» оказался ценен ещё и потому, что лишь немногие сельские, да и городские детские библиотеки обладают не только архивом из отдельных документов, но и исследовательским трудом, посвящённым их истории

• Конечно же, для всех детей (даже 13-14 лет) приемлемы игровые формы проведения мероприятий. Важно, чтобы в ходе игры предлагались задания, разные и по уровню сложности, и по форме, и по характеру (требующие эрудиции, хорошей памяти, смекалки, творческих способностей и т.д.). В этом случае каждый ребёнок сможет добиться успеха, проявить себя. Если игра (или часть игры) ведётся по командам, то дети учатся вести «мозговой штурм», слушать и слышать друг друга (это умение становится всё более дефицитным).

• Наиболее эффективная форма проведения краеведческого мероприятия - творческий конкурс. Безусловно, она требует от организаторов много времени, труда, но зато надолго остается в памяти участников, позволяет раскрыться способностям детей. Так, в литературном конкурсе, о котором пойдет речь ниже, приняли участие (неожиданно для себя!) и те, кто не просто не подозревали, что обладают литературными талантами, но и вообще не любили читать! Так получилось, что они вначале стали «писателями», а вслед за этим - читателями (хотя бы потенциальными). Краеведческий конкурс, действительно, стал эффективной формой работы с нечитающими подростками.

Конкурс детского литературного творчества «Краеведение в стихах: Лимерик по-соседски» проводился в 2012 оду и был посвящен 75-летию Новосибирской области. Лимерики – это стихи традиционной формы, состоящие из пяти строк. Происхождение свое ведут из английского и ирландского фольклора, но завоевали популярность во всем мире. Вообще-то конкурс лимериков Новосибирская областная детская библиотека проводит уже второй раз. Чем различаются эти конкурсы? Что изменилось по сравнению с 2008 годом, а что осталось прежним?

Во-первых, конкурс стал международным. Наряду с детьми Новосибирской области в нем приняли участие подростки из Республики Казахстан (организатор – Восточно-Казахстанская областная детско-юношеская библиотека, город Усть-Каменогорск) и Украины (организатор – Херсонская областная библиотека для детей). А еще и межрегиональным, - ведь к нам присоединились любители поэзии из Московской области. Таким образом, в праздновании юбилея Новосибирской области участвуют и жители ближнего зарубежья, и дальние соотечественники. Поэтому, если в 2008 году конкурс назывался «Лимерик по-сибирски», теперь он носит название «Краеведение в стихах: Лимерик по-соседски».

Эмблема конкурса (авторы – сотрудники Восточно-Казахстанской областной детско-юношеской библиотеки) не просто красива, она отлично передаёт главную мысль: у нас общее солнце, общая радуга… И ещё нас объединил конкурс лимериков. Конечно, наши области не граничат друг с другом (значит, нас не разделяют границы!); нас связывают добрососедские отношения (а с Херсонской областью – и соглашение о сотрудничестве), десятилетия общей истории, наконец, русский язык. Замечательно, что для детей выражение «язык международного общения» применительно к русскому перестало быть абстрактным, приобрело конкретный смысл. Кстати, в 2012 году свое 80-летие отмечала Восточно-Казахстанская область, так что юбилей – еще один объединяющий момент. Участие нескольких областей из разных стран позволилот читателям «маленьких шедевров» познакомиться с их географией, культурой и бытом. С другой стороны, если не принимать во внимание названия географических объектов (а они обязательно должны быть в лимериках), то в некоторых случаях трудно догадаться, в каком государстве живёт автор. Конечно, имеются в виду те лимерики, которые посвящены таким «вечным» темам, как школьная жизнь, дружба, любовь и т.д. Кстати, жители Новосибирской области – это и русские, и украинцы, и казахи, поэтому наши зарубежные «соучастники» по конкурсу действительно воспринимаются как близкие соседи.

Второе отличие конкурса 2008 года от международного – в отношении авторов к лимерикам как к стихотворной форме. «В далеком сибирском краю ученик тебя совершенно не знал, лимерик!» - писал участник конкурса «Лимерик по-сибирски». В нескольких стихах 2008 года авторы кокетливо описывали, как тяжело было им сочинять, как нелегко понять, что же это за «зверь» такой, и рифмовали «лимерики» с «истерикой». В 2012 году, похоже, в Новосибирской области лимерики были хорошо всем знаком. (И неудивительно, ведь в ходе прошлого конкурса только в областной оргкомитет поступили работы от более чем 900 участников, значит, реальное число конкурсантов существенно больше.) Эта стихотворная форма стала настолько привычной и освоенной, что можно говорить о появлении новых стихов – «сибириков». В «сибириках» не всегда ровно пять строк, длина строк и ритм произвольные, не всегда строки рифмуются по канону (первая, вторая и пятая – между собой, третья и четвертая – соответственно, между собой), а слова «город» и «село» вдруг оказываются рифмующимися… Зато «сибирики» всегда написаны от души и читаются с интересом!

Конечно, это шутка (не считая последнего утверждения). Да, не все рождаются поэтами, и мало кто из участников конкурса ими станет. Но попробовать сочинять стихи, поучиться «поэтическому ремеслу», пожалуй, стоит всем. Ведь во времена «золотого» и «серебряного» веков поэзии умение писать стихи считалось нормой для каждого образованного человека. Значит, и нашим «продвинутым» современникам оно вполне по силам. В лимериках всего пять строк, и форма строго задана. С одной стороны, это облегчает работу поэта. С другой, - необходимость соблюдать правила дисциплинирует, оставляя свободу выбирать тему, героев, настроение, характер стиха. Именно это и превратило лимерики во всем мире в такую популярную стихотворную форму, своего рода поэтическую игру.

Кстати, еще один важный момент: во многих новосибирских школах лимерики писали и раньше (на уроках внеклассного чтения и т.д.). Но, по отзывам участников и руководителей, перед детьми не ставилась задача написать именно о своем крае. Поэтому такая работа воспринималась менее эмоционально, а некоторые школьники просто занимались плагиатом (найти лимерик о сибирских топонимах значительно сложнее). С другой стороны, тот, кто уже пробовал свои силы в стихосложении на уроках, мог применить полученные умения и в конкурсе. Применение школьных знаний на практике - это ли не мотивация для учебы?!

Нынешний конкурс показал интересное свойство лимериков, - сочинение их - очень заразительное занятие. Некоторые работы – результат творческих усилий двух-трех поколений семьи. Очень многие работы коллективные, созданные силами класса или детьми разного возраста. Кстати, предполагалось, что в конкурсе примут участие школьники 3-7-х классов. Но поздравить родную область с юбилеем захотели и восьмиклассники, и десятиклассники. И даже руководители конкурсантов присоединились к своим подопечным и написали отличные лимерики. А у Натальи Анатольевны Скидан, учителя русского языка и литературы школы № 5 города Искитима, получилась настоящая стихотворная инструкция по написанию лимериков:

«Если спросит вас ученик:

«Правильно говорить лимери΄к?»

Ответьте ему без истерик:

«Не лимери΄к, не лиме΄рик!

Ли΄мерик – город в Ирландии есть.

По городу и пятистишнику честь.

А если в пять строк не уложились,

Значит не ли́мерик вы сложили».

У лимериков 2008 и 2012 годов много общего (действительно, школьные оценки и прогулки под луной – темы вечные), но есть и различия, связанные с научно-техническим прогрессом. Если в 2008 году мобильные телефоны и интерактивные доски были новшеством, то в 2012 году они настолько привычны, что, видимо, уже не достойны быть темой лимерика. Зато несколько стихов посвящено новинке – электронному дневнику – и последствиям его внедрения для нерадивых школяров. А главное, новые информационные технологии позволили сделать творческие работы интереснее, снабдить их эксклюзивными фотографиями пейзажей, героев, авторов лимериков, дополнить стихи рассказом о родном крае. Многие авторы (в том числе из совсем небольших деревень, где в каждом классе учится всего по пять человек) представили работы в виде презентаций, в большинстве случаев очень грамотных, удачных, продуманных. Такое оформление стало для них не самоцелью, не демонстрацией своей компьютерной грамотности, а средством наиболее полно, доступно представить материал. У некоторых конкурсантов получились настоящие путеводители по родному краю. Например, Марина Копылова (Черепановский район) рассказала в стихах обо всех пяти улицах своего села Куриловка. Дружная библиокомпания из Здвинского района (коллектив читателей Новороссийской сельской библиотеки) написала не только о библиотеке, но и об истории, и об экологии, и о домашних животных села Новороссийское. У Егора Олешко настоящая «история с географией» родной Колывани в лимериках. А путеводитель, созданный учениками 6 «В» класса Маслянинской СОШ № 1, пригодится даже иностранным туристам, ведь он написан и на русском, и на английском языках (в том числе и стихи!).

Упоминание в лимерике названия какого-либо географического объекта – обязательное (или почти обязательное) требование. Поэтому в наших лимериках, которые создавались в 21 районе и 2 городах области, география представлена очень широко. Вам встретятся названия рек и кряжей, поселков и деревень, ельников и заповедников, улиц и переулков… Но наши авторы – люди широкой души, поэтому своей малой родиной они не ограничились. Так получилось, что Ордынский и Каргатский районы в этом году в конкурсе не участвовали, но их названия все-таки встречаются в лимериках, - благодаря поэтам из других районов. Ну и, конечно, не забыты ни Алтай, ни Украина, ни Казахстан, - ведь лимерики писались «по-соседски»! А иногда упоминаются экзотические города и страны, лидеры (почему-то) Амстердам и Панама. Вот только три примера:

Сибирь вам не Амстердам,

Край суровый, не для дам.

Мороз трескучий,

Лес дремучий.

Медведи ходят тут и там!

В Черепаново все дети в старании

Над пятистишьем корпят, как в Британии.

Как с соседом дружить

И край свой любить,

Напишут об этом в солидном издании.

Куликова Елена, г. Черепаново, МОУ СОШ № 2, 11лет

Живёт медсестра в Колывани,

Мечтает она о панаме.

Муж шляпку купил,

Да не угодил:

Жена жить мечтает в Панаме.

Бурдыко Мария, Коченевская СОШ № 1 имени Героя Советского Союза Н. Ф .Аргунова, 7 «А» класс

Некоторые поэты не использовали в своих лимериках географические названия, хотя стихи при этом оставались вполне «краеведческими» (например, если лимерики посвящались своей школе). А в стихотворении Трушина Александра (г. Новосибирск, Гимназия № 1, 5 «А» класс) до последней строки неясно, какое отношение имеет лимерик к Сибири (такой вот элегантный розыгрыш!):

Гондольер из Венеции Марко

Уронил как-то раз свою марку.

Марка в воду упала,

Утонула, пропала.

А была ведь сибирскою марка!

Замечательно, что наши конкурсанты – люди продвинутые в современных технологиях. Только благодаря этому стало возможно участие в конкурсе жителей Орехово-Зуевского района Московской области – учеников Давыдовской гимназии. Как рассказали их руководители, они искали творческие конкурсы для детей и так вышли на наш сайт. Идея им понравилась, а нам понравилось, что у наших читателей появилась возможность узнать о жизни ровесников в таком далеком (куда дальше Казахстана) Подмосковье. Согласитесь, для Новосибирской области очень необычно – в деревне (а Давыдово – деревня) есть гимназия, многоэтажные дома, а совсем рядом – более десятка промышленных предприятий… Поэтому тема экологии в лимериках авторов из Давыдовской гимназии совершенно не случайна.

Благодаря электронной почте мы не просто получали работы из отдаленных районов, но и могли общаться с авторами и их руководителями, подчас выступать в роли редакторов и корректоров. И очень приятно, что конкурсанты понимали – со стороны часто бывает виднее, поэтому прислушивались к советам, дорабатывали и перерабатывали материал, и их работы становились всё лучше и лучше. Ведь наши авторы в том возрасте, когда учиться вполне нормально и в процессе конкурса. Надеемся, что наше общение продолжится: мы уже с удовольствием поместили в «Гостевой книге» нашего сайта отклики, замечания и предложения по поводу этого конкурса как самих участников, так и их руководителей, родных и близких, друзей. Будем рады узнать мнение всех, кого заинтересовала идея конкурса. А чтобы сообщение не было случайно автоматически удалено (из-за превышения количества знаков или, по ошибке, как спам), можно отправить его по электронной почте на адрес odbn.zil@mail.ru, указав тему письма «Для гостевой книги».

Готовя свои работы, конкурсанты не только учились слагать стихи и не только узнали что-то новое о своем крае. Они сделали важное открытие, хотя, возможно, об этом и не догадываются. Многие лимерики посвящены не природе и не далекой истории (хотя это и очень интересно), а самим авторам и их близким людям, а также их землякам. И это в полной мере соответствует теме конкурса, ведь краеведение – не абстрактная наука, и люди, наши «обычные» современники, - самая важная часть любого края. И, пожалуй, такое краеведение – самое нескучное.
А еще этот конкурс очередной раз показал, насколько талантливы и открыты для всего нового наши земляки, - и совсем юные, и взрослые. Спасибо всем поэтам и их руководителям за участие в конкурсе и любовь к родному краю!
 

Комментарии:

Очень приятно, что конкурс вызвал у Вас интерес. Даже захотелось провести его еще! Возможно, через пять лет (в 2018 году), когда у Новосибирска будет настоящий юбилей - 125 лет. Но, возможно, стоит "воспеть" Ваш родной край, ведь идея применима абсолютно к любому региону (и можно даже не ждать юбилея). Было бы интересно почитать, что получится у вас. Положение о конкурсе с дополнительной подробной информацией для участников выставлено на нашем сайте, если пригодится, буду рада.

Уважаемая Галина Романовна! Была когда-то в Вашей библиотеке на фестивале детских библиотек. Еще тогда отметила для себя, какие интересные конкурсы для детей вы проводите.Жаль, что мы пропустили информацию об этом конкурсе, и наши читатели, дети и внуки не смогли принять в нем участие. Планируете ли вы проводить его еще раз?

Уважаемые коллеги! Очень понравился ваш проект. Замечательное, оригинальное название для конкурса! Ответьте, пожалуйста, каким образом вы привлекали ребят для участия в нем? Размещали объявления, работали со школами или другое? Омские муниципальные библиотеки тоже проводят различные конкурсы для своих читателей (реальных и потенциальных), поэтому вопрос привлечения к участию для нас является актуальным

Последние комментарии

Besucherzahler most beautiful Russian and Ukrainian brides
счетчик посещений