Омск читает: новые инициативы муниципальных библиотек

Чернявская Наталья Леонидовна,
директор БУ г.Омска «ОМБ»

В Омске работает крупная библиотечная сеть – 41 муниципальная библиотека. В современных реалиях мы стремимся развиваться как полифункциональное учреждение. В структуре – профилированные библиотеки, 6 Центров правовой информации для населения, Детский центр литературного краеведения, в библиотеках организуются фотостудии, ведется обучение лиц пожилого возраста сервисам электронного правительства. 

Работает Центр национальных литератур, развивается Экскурсионное бюро, получена лицензия на право ведения образовательной деятельности – создан учебный центр. Можно констатировать возрастающее с каждым годом количество партнерских проектов. Развивается нестационарное обслуживание, и как показывает опыт, это востребовано, поскольку для читателей – это экономия времени, качественный сервис, а для библиотек – своего рода бонус на перспективу.

Специалисты библиотек нацелены на использование различных техник продвижения чтения, практик, способствующих формированию устойчивого интереса к книгам. «Омск, читай!» – слоган, который мы продвигаем с 2005 года.
Тема российского кинематографа вполне вписывается в сферу интересов библиотек. И нам есть что предложить читателям. Новый сетевой проект для омичей дает возможность старшему поколению – вспоминать, молодым – узнавать, думать, сравнивать и гордиться тем, что создано нашими соотечественниками. Не случайно проект назван так, как называлось множество кинотеатров в разных городах нашей большой страны, в том числе  и в Омске – кинотеатр «Родина». Кинолектории, киноэкспедиции, заседания киноклубов, киновикторины, просто просмотры и обсуждения фильмов, мы надеемся, станут для омичей мотивом к прочтению книг...

Назову еще несколько новых проектов.

В год 300-летия Омска и год 80-летия запуска первого в Омске трамвая по улицам города начет курсировать Литературный трамвай. Подобные проекты уже реализованы в ряде российских городов. В нашем случае идея проекта – в приобщении омичей к культуре, литературе, истории родного города. Кроме наружного оформления трамвайного вагона, на протяжении всего маршрута в салоне будут звучать аудиозаписи поэтических произведений омских авторов (Т. Белозерова, Р. Рождественского, И. Анненского, Л. Мартынова, П. Васильева и др.) и интересные факты из истории города. 

Проект будет реализован на средства муниципального гранта, полученного в конкурсе общественно-полезных проектов  в номинации «Молодежная инициатива».

«Книжный сад для детей» – интерактивно-познавательный проект, вошёл в число победителей грантового конкурса компании «Газпром нефть» в рамках программы социальных инвестиций «Родные города».

На территории площадью 6000 кв.м., прилегающей к библиотеке им. Зои Космодемьянской будет оборудован стилизованный детский игровой комплекс. Что, несомненно, поможет окружить детей образами литературных героев на качелях, горках, скамейках. Здесь можно будет устраивать уличные театрализованные представления, творческие мастер-классы. А библиотекари, конечно, будут читать вслух детские книги.

Сейчас полным ходом идет переформатирование Компьютерной библиотеки в Молодежную библиотеку – первую в Омске.  Проект назывется «300 квадратов новой жизни», предполагает создание пространства для проведения интеллектуального досуга и общения молодежи, реализации их способностей, талантов, общественных амбиций. Уже проведен ремонт, организуется функциональное пространство по авторскому проекту. Регулярно проводятся Молодежные среды: для студенческой и работающей молодежи организуются интеллект-игры, битвы читающих, лекции, тренинги. Проект активно поддерживается нашим Молодежным советом. Эта инициатива не обеспечена никакими средствами из бюджета города, реализуется в партнерстве с заинтересованными организациями и частными лицами.
Это лишь отдельные городские проекты и акции. Повседневная работа ведется во всех библиотеках, которые являются действующими площадками коммуникации, местом реального и виртуального разговора о книге. С детьми, с молодежью, со зрелыми людьми. 

Каждая библиотека реализует свой локальный проект по продвижению чтения в конкретной читательской среде. Кроме этого, мы стараемся активно вовлекать библиотеки в корпоративные проекты. Это придает масштаб, становится информационным поводом для СМИ, позволяет качественно и системно организовать работу. Курируют такие сетевые проекты специалисты ЦБ. 

Проекты появляются не вдруг. Ежегодно, на этапе планирования деятельности, в нашем учреждении издается блокнот руководителя – документ для служебного пользования, в котором четко обозначаются приоритеты, цели, задачи на плановый период. Предлагается ряд новых общесистемных проектов, в которые можно включиться. Замечу, что такой инструмент провоцирует и соревновательный элемент – библиотеки стараются заявить свое участие, выделиться активностью, использовать яркие интересные формы. Сегодня общих проектов в поддержку чтения работает 9.

Летние программы чтения организуют библиотеки всех регионов. В чем особенность наших, омских? В том, что специалисты методического отдела строят их как долговременную коллективную игру или виртуальную экспедицию. Как правило, специально создаются виртуальные ресурсы, ведутся виртуальные дневники, чтение продолжается в детском творчестве. 

Библиотекари получают полный пакет документов, включающий: сценарные материалы, слайд-презентации, положения к конкурсам, списки литературы и т.д. Поводом служат не только юбилеи известных детских писателей, но и юбилеи художников-иллюстраторов детских книг. Например, в 2015 году Летняя программа чтения была посвящена памяти художника Леонида Владимирского и разработана на основе книг, которые не переиздавались в течение 50-ти лет и недавно возвращены читателям издательством «Речь». Омские летние программы чтения можно назвать проектами с активным творческим характером. Вероятно, именно такой подход к работе влияет на наметившуюся за последние три года тенденцию к увеличению количества посещений детских библиотек именно в летние месяцы. Детально познакомиться с этой практикой можно на нашем сайте.

Проект «Поговорим о книгах» ориентирован на то, ЧТО и КАК читать. На сайте создана одноименная диалоговая виртуальная площадка  для размещения читательских отзывов на книги, обсуждения актуальных произведений, с информацией о новинках подростковой литературы. Во время встреч с читателями диалог продолжается, острые, проблемные книги издательств «КомпасГид» и «Самокат» вызывают у читателей желание высказаться, осмыслить происходящее на книжных страницах. Проблемы, поднятые в современных произведениях для подростков, настолько серьезны, что их обсуждение часто происходит с участием психологов и школьных педагогов, иногда и самих авторов, протягиваются ниточки к реальному жизненному опыту подростков. В 2016 году среди ребят от 10 до 14 лет объявлен конкурс читательских отзывов «Я читаю». 

Важный нюанс – на этапе идейного замысла и планирования проектов, связанных с современной детской литературой, тесно взаимодействуют методический отдел и отдел библиотечных фондов. Методисты по работе с детьми формируют перечни книг современных детских авторов, которые необходимо приобрести для полноценной реализации проекта,  а специалисты отдела фондов  осуществляют их поиск на книгоиздательском рынке, выполняют работу по формированию определенных коллекций для приобретения. Замечу, к вопросу отбора книг для приобретения мы подходим очень тщательно, т.к. средств на комплектование из бюджета города выделяется крайне мало.
Омскими муниципальными библиотеками накоплен определенный опыт реализации литературно-творческих проектов, посвященных детским писателям и художникам детской книги. Каждый проект имеет оригинальный методический замысел, позволяющий глубже раскрыть развивающий потенциал книжных изданий.

В частности, проект 2016 года посвящен большому юбилею города Омска, его 300-летию, и опирается на книги местного автора-дебютанта Ольги Рудной. Сюжетообразующими мотивами ее книг являются путешествия с персонажами по Омску, и проект получил название «Фантастические прогулки по городу Омску».  

Существенное организующее значение имеют виртуальные ресурсы к проектам, размещаемые на нашем сайте. Благодаря им читатели разных библиотек чувствуют себя участниками общего книжного открытия, потенциал чтения как привлекательного занятия повышается для значительного числа детей. 

Ресурс к проекту «Фантастические прогулки по городу Омску» помимо новостной ленты будет включать в себя разделы о трех книгах Ольги Рудной. Знакомство с каждой из них – это новый этап проекта. В настоящее время доступен раздел о повести «Четыре с плюсом». Читатели могут познакомиться на сайте с ее персонажами и совершить четыре виртуальных прогулки по Омску 1898 года. А также принять участие в событиях повести, выполняя задания on-line-игры «Назад в будущее». 

Проектом предусматривается организация мероприятий разных уровней – городских, окружных, внутрибиблиотечных. Отделом организационно-методической работы ЦГБ подготовлен пакет документов и сценарно-методических материалов к ним: разработки презентаций проекта, игровых программ, положения о конкурсах и пр.

Единым днем старта для проекта стала Неделя детской и юношеской книги: 23 марта состоялся читательский праздник в одной из детских библиотек. В этот же день по единому сценарию презентации проекта проводились в 25-ти библиотеках города Омска. 

Сюжеты сказочно-фантастических произведений Ольги Рудной будят воображение, вызывают желание подражать писательнице в собственном творчестве. Поэтому читатели библиотек приглашаются к участию в конкурсе «Фантазеры города Омска». 

Детские и подростковые проекты муниципальных библиотек являются серьезным стимулом к росту методического мастерства библиотекарей. 
Чтобы целенаправленно выстраивать работу в поддержку чтения, конечно, необходимо изучать своего читателя, его вкусы, предпочтения. Совсем недавно завершилось комплексное исследование «Реальный круг детского чтения и роль библиотеки в формировании интереса к современной детской литературе». Оно проводилось в два этапа: анализ читательских формуляров и анкетирование среди 650-ти читателей библиотек, обслуживающих детей. Результаты будут направлены в Центр чтения РНБ.

«Роль рекламы в продвижении чтения» – так назвалось исследование прошлого года (648 респондентов). Позволило проанализировать эффективность деятельности библиотек по раскрытию фондов и использованию по инструментов рекламы.

Сейчас Молодежный совет изучает читательские предпочтения молодых омичей, (уже опрошено 800 человек). По результатам опроса в каждой муниципальной библиотеке нашего города будет сформирована «Молодёжная полка» – коллекция книг для молодежи, которые, по их мнению, стоит прочесть сверстникам.

Теперь чуть подробней о методическом сопровождении деятельности по продвижению чтения. В рамках Комплексной программы профессионального развития библиотечных специалистов, которая работает в учреждении, организовываются занятия, напрямую или косвенно, ставящие задачи поддержки чтения. Они ориентированы на разные группы обучающихся – библиотекари со стажем, специалисты, работающие с детьми, молодые специалисты и т.д.

Содержание программы предусматривает разные методы обучения, которые организуют специалисты всех отделов ЦГБ. краеведческие штудии, часы профессиональных советов, мастер-классы по организации библиотечного пространства, пиар-курсы и т.д.

«Книга и медиа», «Профнавигатор», «Дошкольник в библиотеке», «Новые книги нашего века», «Формы массовой работы от А до Я» – темы некоторых занятий.

Показателем высокого уровня профессиональной компетентности любого библиотекаря является знание новинок художественной литературы и умение в них ориентироваться. С этой задачей помогают справиться специалисты отдела работы с читателями ЦГБ, которые организовали клуб читающих библиотекарей «Литературное открытие». 
Каждый месяц члены клуба собираются для совместных встреч, проходящих в нетрадиционных форматах: рейтинг-шоу, галерея литературных портретов, литературные дебаты, книжное дефиле, литературный спарринг и др. 

Пристальное внимание уделяется повышению квалификации библиотекарей, обслуживающих детей. В течение года специалисты ООМР ЦГБ регулярно проводят актуальные консультации по литературным проектам и акциям, ориентированным на детей, циклы семинаров, организуют участие в мастер-классах в рамках по программам Студии воспитания будущего читателя «Терем-теремок» и «Мастерская авторских программ», организованных РГДБ (г. Москва).

До начала реализации культурно-просветительского проекта «Библиотека для растущего человека» для специалистов библиотек проводится цикл методических семинаров о новинках современной детской литературы, формах и методах работы с данной категорией пользователей. Уже потом библиотеки строят работу на своих микроучастках.  Кстати, особенность проекта и в том, что мероприятия проходят как на библиотечных, так и на театральной площадках. Библиотекари проводят тематическое мероприятие для малышей, а работники Омского театра куклы, актёра и маски «Арлекин» организуют экскурсии по музею кукол, дети могут увидеть, как герои книг оживают на сцене.

Как показывает практика, наиболее продуктивными являются деятельностные формы обучения, предполагающие участие самих сотрудников и дающие библиотекарям  возможность больше общаться друг с другом, обмениваться опытом. 

Ежегодно в учреждении проводятся профессиональные конкурсы, которые мы считаем действенным инструментом стимулирования инновационного творчества библиотечного персонала. Конкурс на Лучший сценарий мероприятия о Великой Отечественной войне, на лучшую книжную выставку», на лучшее массовое мероприятие «Омск: вот такая история!» Профессиональный конкурс «Мастерство диалога». 
И, многим уже известный Профессиональный конкурс молодых библиотекарей «Первоцвет», организуемый совместно нашим с Молодежным советом.

Идеи нестандартных проектов как раз рождаются при подготовке профессионального конкурса «Первоцвет». Одним из домашних заданий является разработка проекта по продвижению чтения и его представление на конкурсе с условием дальнейшей практической реализации. Проект с байкерами «Я люблю читать», фотопроект «Вдохновленные книгой», исторический квест «Ключи от прошлого» – как раз тот случай. Идеи молодых  сотрудников уже успешно воплощены в жизнь.

Одно из домашних заданий «Первоцвета-2016» – конкурс эссе «Книга, которая…потрясла, удивила, изменила жизнь, всегда актуальна, в которую я погружаюсь, которая учит не сдаваться». Такие варианты были выбраны участниками, а произведениями стали «Капитанская дочка» Пушкина, Повести Алексина, «Иной свет или государство и империии луны» Сирано де Бержеарака, «Два капитана» Каверина. 
В течение года методисты осуществляют анализ деятельности библиотек сети, а также поиск информации о библиотечных новациях в сети Интернет. Интересный опыт оперативно представляется в визитках новаций «Опыт +». Систематически осуществляется электронная рассылка информационных листков: «Оригинальные идеи для омских библиотек», «Книги для профессионалов».

Интересный опыт, актуальные консультации, сценарные материалы обобщаются и издаются в сериях: «Реализованный проект», «Актуальная консультация», «Актуальная тема». В этом году будет издан сборник «Диалоги с книгой».

Новые идеи по поддержке чтения рождаются постоянно. Смотрите новости на сайте омских муниципальных библиотек.